Основное меню

деятельность - в словаре-справочнике по философии.

Что такое деятельность в философии?

деятельность:

деятельность. 1. в философии— специфически-человеческий способ отношения к миру — “предметная деятельность” (маркс); представляет собой процесс, в ходе к-рого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей д. именно материально-преобразующей предметной д., труду обязан человек как своим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходе исторического процесса всех человеческих качеств. в д. человек относится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребности и цели, а адекватно его природе н особенностям, осваивает предмет, делает его мерой и сущностью своей активности. при этом человек не просто взаимодействует с природой, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной и духовной культуры. изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие для самоизменения человека. в производстве, даже если оно прямо и сознательно направлено лишь на вещественно-энергетический и информационный результат, люди всегда воспроизводят в самих себя иными, нежели они вошли в этот процесс: они, по словам маркса, создают “новые силы и новые представления, новые способы общения, новые потребности н новый язык” (т. 46. ч. i. с. 484). т. обр., д. как целостный процесс тесно связана с общением. в своей сути д. и есть именно социально преемственная активность, адресующая себя др. людям и поколениям. исторически первый ее акт — производство орудий с помощью орудий. д. есть единство опредмечивания и рас-предмечивания: она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в форму предметного воплощения и обратно. д. людей всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. поэтому она носит конкретно-исторический. характер, представляя собой способ существования данной социальной реальности. законы, истории существуют и проявляются только в д., хотя при разделении труда и его отчуждении в классовом об-ве они выступают как управляющие поведением людей “извне”, в форме господства над ними отчужденных сил. д. человека воспроизводит освоенные ею стороны предмета как реально, воссоздавая сам этот предмет, так и идеально — в качестве свойств др. предмета, выступающего в знаковой функции первого: она продуцирует идеальное. как теоретическая д., так и материально-технический процесс реального преобразования предмета — это лишь наделенные относительной самостоятельностью моменты д. в этой связи теоретическая д. .есть социально-творческий процесс, направленный на изменение мира человеческой культуры. однако в условиях разделения труда складывается иллюзия, будто “чисто практические” и “чисто теоретические” функции сами по себе суть д. лишь при коммунизме д. становится для каждого целостной самодеятельностью, выступает как цель и потребность жизни, философская категория предметной д. имеет важное мировоззренческое и методологическое значение для всех социальных наук, особенно социологии, психологии, педагогики и т. д. 2. в психологии — понятие,характеризующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. психическая д.— специфическая для живой системы связь с окружающим, опосредствующая, регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой. психическая д. побуждается потребностью, направлена на предмет ее удовлетворения и осуществляется системой действий; предполагает наличие у организма психики и вместе с тем составляет осн. условие ее возникновения и является движущей силой ее развития. следует различать элементарную и высшую формы психической д. первая характерна для животных: она заключается в инстинктивном (инстинкт) приспособлении организма к окружающему. вторая, вырастая из первой, видоизменяя ее, составляет исключительное достояние человека. специфической особенностью высшей формы такой д. является сознательное преобразование окружающего. она имеет общественный- характер и определяется общественными условиями жизни. развиваясь, психическая д. человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движений рук, ног, пальцев. вторая происходит посредством “умственных действий”, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные динамические модели, создаваемые в процессе мышления. внутренняя д. планирует внешнюю; она возникает на основе внешней и через нее реализуется. разделение труда влечет за собой выделение практической и теоретической форм д. человека. в зависимости от многообразия потребностей человека и об-ва складывается и многообразие конкретных видов д. людей, каждый из к-рых обычно включает в себя элементы и внешней, и внутренней, и практической, и теоретической д.

Благодаря нашему философскому онлайн словарю Вы можете узнать точное определение термина деятельность.