философия - определение в словаре-справочнике по философии

Поиск по словарю

Философия: что такое философия

философия - это:

философия (греч. phileo — люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих (мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. рождение ф. как специфической формы духовной деятельности было обусловлено великим культурным переворотом в древн. греции (8—5 вв. до н. э.), общественно-политической основой к-рого явилась полисная демократия, открывшая дорогу к свободному обсуждению политических, социальных и духовно-нравственных проблем. термин “ф.” впервые встречается у древнегреч. математика и мыслителя пифагора (ок. 580—500 до н. э.), истолкование же ф. как особой науки впервые предпринял платон. в отличие от иных форм мировоззренческого сознания — предшествующей ф. мифологии и религиозного мировоззрения — философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни. ф. противопоставила антропоморфизму мифологии представление о мире как о сфере действия безличных объективных сил, а традиционности и непосредственности мифа — сознательный поиск альтернативных вариантов подобных представлений, их взаимную критику и принятие к.-л. из этих вариантов на основе логической аргументации. это же стремление к выработке целостной системы миропонимания на основе интеллекта отличает ф. от религиозного сознания (религия), с к-рым она в течение мн. веков находилась в тесном, порой весьма противоречивом, сложном взаимодействии и для к-рого характерно преимущественное внимание к эмоциональной сфере мировоззрения, к тревогам и надеждам человека, к поиску веры, к стремлению к личностному общению с абсолютом. ф., т. обр., выступает как рационально-теоретическая форма мировоззрения. напряженность творческих поисков философской мысли связана прежде всего со стремлением теоретически осмыслить проблемы взаимоотношений человека н мира, “вписанности” человека в мир, выработать такое целостное понимание мира, к-рое давало бы возможность включить в него человека и при этом рассматривать человека с т. зр. универсума в целом, понять его место и предназначение в природном и социальном мире. осн. вопрос заключается здесь в том, что человек выступает не просто как часть мира в ряду др. вещей, а как бытие особого рода, выходящее за рамки мира объектов, обладающее душевной н духовной жизнью, способное проявлять активное отношение к миру. в ф. данный вопрос теоретически заострен, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех философских размышлений об отношении субъекта и объекта, духовного н материального, сознания и бытия (основной вопрос философии), свободы и необходимости. “единство противоположностей”, заложенное в самой сущности философской мысли, связанное с необходимостью “включения” человека в мир н вместе с тем учета его особого места в мире, определяет глубинную диалектику философского сознания. акцентирование той или др. стороны проблемы, ориентация на тот или мной ее полюс н явились предпосылкой противопоставления материализма н идеализма, философских концепций, стоящих на позициях детерминизма или подчеркивающих значимость свободы воли, антропо-логистских или космологистских тенденций и т. д. философская мысль всегда двигалась в “силовом поле” взаимной полемики этих концепций н течений, и поэтому внутреннее единство ф. может быть понято только через эту полемику. через диалогичность философского сознания. выдвигая определенное понимание “включенности” человека в мир, его места и предназначения в мире, ф. так или иначе, в более или менее явном виде намечает нек-рые “предельные основания” сознательного отношения к миру, систему духовных ценностей, определяющих социальную н личностную программу человеческой жизнедеятельности, задает ее смысловое содержание и направленность. она всегда выступала не просто как констатация “сущего”, а как теоретическое обоснование программы действия человека в мире, реализации “должного”. философское сознание органически связано с нравственностью. но в отличие от нравственного н др. форм ценностного сознания, реализующих ценности как некие безусловные основания деятельности, ф. подвергает последние теоретическому критико-рефлексивному анализу, рассматривая ценности как основания отношения к миру, реализации “должного” в контексте бытия, универсума в целом. в своем развитии она постоянно так или иначе опиралась на опыт др. видов общественного сознания, др. способов освоения действительности. значимость влияния науки, нравственности, искусства, идеологии, личностного опыта на философские течения различна, и это во ми. определяло специфику отдельных стилей философского сознания. так, скажем, позитивизм, в т. ч. неопозитивизм, стремился ориентироваться на опыт научного познания, экзистенциализм же — прежде всего на опыт личностного отношения к миру. преимущественное обращение к тем или иным формам сознания обусловливает и различие в отношении понимания роли рациональности а философском сознании; наряду с последовательной ориентацией на рациональное познание, а с развитием науки — на научное познание (сци-ентизм) в ф. существовали и существуют течения, опирающиеся на интуицию, личностно-эмоциональный опыт, эстетическое восприятие мира и пр. однако и эти направления, коль скоро они опираются на рациональный анализ исходной философской проблематики, на аргументацию в выборе позиции, не выходят за рамки ф. как формы теоретического сознания. опираясь на опыт различных форм познавательного, ценностного и практического освоения мира, осмысливая и перерабатывая в своих понятиях мировоззренческие идеи, рождаемые в политическом, юридическом, нравственном, художественном, научном, техническом сознании, синтезируя .многообразные системы, практические знания, а с возрастанием роли науки — нарастающие массивы научного знания, ф. осуществляет интеграцию всех форм деятельности человека в данный исторический период, выступает в качестве самосознания эпохи. маркс рассматривал ф. как особый тип духовной деятельности, непосредственно сопряженный с социальной практикой данной эпохи, ориентированный на решение тех задач, к-рые наиболее актуальны в определенный исторический период. в совр. условиях эти задачи связаны прежде всего с выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицом глобальных проблем, от к-рых зависит выживание человечества, с развитием нового мышления в отношениях между людьми, определением приоритетных целей и направлений в решении социально значимых проблем, в осуществлении перестройки всех сторон жизни нашего об-ва.

Узнать значение "философия" онлайн

Благодаря нашему философскому онлайн словарю Вы можете узнать точное определение термина философия

Директ 1 блок