исторический материализм - определение в словаре-справочнике по философии

Поиск по словарю

Философия: что такое исторический материализм

исторический материализм - это:

исторический материализм—учение об об-ве, материалистически решающее основной вопрос философии применительно к истории и исследующее на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности люден. и. м. составляет теоретическую и методологическую базу социологии и др. общественных наук. все домарксистские философы, в т. ч. материалисты, были идеалистами в понимании общественной жизни, поскольку останавливались на констатации того факта, что в отличие от природы, где действуют слепые силы, в об-ве действуют люди — существа сознательные, руководствующиеся в своих действиях идеальными побуждениями. ленин указывал, что сама идея материализма в социологии была гениальной идеей (т. 1. с. 136). ее реализация—создание и. м.— означала проникновение науки в сущность исторического процесса, открытие его законов. создание и. м. позволило, с одной стороны, провести последовательно материалистический взгляд на мир в целом — не только на природу, но и на об-во, с др.— вскрыть материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех др. ее сторон. свою осн. идею о естественно-историческом процессе развития об-ва маркс выработал, выделив из разных областей общественной жизни область экономическую, из всех общественных отношений — отношения производственные как осн. и определяющие все др. отношения. взяв за исходный пункт осн. для всякого человеческого об-ва факт — добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в к-рые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел ту основу — реальный базис каждого определенного об-ва,— к-рая облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. действия людей в пределах каждой общественно-экономической формации — бесконечно разнообразные, индивидуализированные, казалось бы, не поддающиеся никакому учету и систематизации — были обобщены и сведены к действиям больших масс, в классовом об-ве — классов, реализующих в своей деятельности назревшие потребности общественного развития. в противоположность идеализму и. м. не ограничивается рассмотрением идейных мотивов человеческой деятельности, а исследует то, чем вызываются эти мотивы, какими материальными причинами они порождаются. признавая роль выдающихся личностей в истории, и. м. уделяет осн. внимание действиям народных масс — подлинных творцов истории. вскрывая материальную обусловленность общественно-исторического процесса, и. м. в противовес вульгарно-материалистическим теориям, отрицающим роль идей, политических и др. учреждений и организаций, подчеркивает их обратное, активное воздействие на породивший их базис и выявляет огромную роль субъективного фактора — действий людей, классов, партий, сознательности и организованности масс. и. м. несовместим с фатализмом и волюнтаризмом. люди сами творят свою историю, но не могут творить ее по произволу, ибо каждое новое поколение действует в определенных объективных условиях, созданных до него. эти условия и действующие на их основе законы открывают разнообразный возможности для деятельности людей. реализация этих возможностей, а значит, реальный ход истории зависит от людей, их активности и инициативы, от организованности и сплоченности прогрессивных сил. поскольку человек есть социальное существо, то научный анализ об-ва в и. м. дает ключ к пониманию развития человека в истории и взаимоотношения об-ва и личности в различные исторические эпохи. впервые осн. черты и. м. были изложены марксом и энгельсом в работе “немецкая идеология”. формулировка сущности и. м. дана марксом в предисловии “к критике политической экономии” (т. 13. с. 6—7). но “синонимом общественной науки” и. м. стал только со временем выхода в свет “капитала” (ленин в. и. т. 1. с. 140). вместе с накоплением нового опыта исторического развития необходимо происходит развитие и обогащение и. м. замечательный образец такого развития дал ленин. и. м. тесно связан с осмыслением проблем совр. общественного развития, с развитием наук. существование государств с различным общественным строем, выход на историческую арену народов азии, африки, лат. америки, ваучно-техническая революция, возникновение глобальных проблем — эта историческая реальность выдвигает новые проблемы, разработка к-рых обогащает и. м. большое значение для обогащения теории и. м. имеет опыт строительства социализма. в сферу и. м. включается все шире проблематика человека, культуры, ценностей, гуманизма, механизмов сознательного использования объективных социальных законов, конечно, в их теоретико-методологических аспектах. в процессе коренного обновления советского об-ва важной задачей становится борьба с вульгаризацией и догматизацией и. м., получившие широкое распространение в годы культа личности и застоя, преодоление устаревших положений, творческое переосмысление его осн. принципов и идей с учетом тенденций и этапов совр. развития цивилизации.

Узнать значение "исторический материализм" онлайн

Благодаря нашему философскому онлайн словарю Вы можете узнать точное определение термина исторический материализм

Директ 1 блок