Основное меню

история философии - в словаре-справочнике по философии.

Что такое история философии в философии?

история философии:

история философии—наука о развитии философских знаний, становлении научно-философского мировоззрения. и. ф. как особая область исследования зарождается уже в древности. соч. платона и аристотеля содержат критический анализ учений их предшественников, однако этот анализ подчинен изложению собственной системы взглядов. первым специально истори-кофилософским соч. является труд диогена лаэртского “о жизни, учениях и изречениях знаменитых философов”, содержащий определенную концепцию историко-философского процесса, к-рый изображается как борьба между “догматизмом” (учениями, отстаивающими определенные положения как истинные) и скептицизмом. аналогичный характер носит труд секста эмпирика “пирроновы положения”, в к-ром противопоставляются друг другу воззрения античных философов и доказывается, что их решительное несогласие между собой свидетельствуем о принципиальной недостижимости истины. в последующие вв. вплоть до нового времени историко-философские труды остаются описательными характеристиками многообразных философских учений, что неизбежно способствовало скептической оценке притязаний философии. лишь в эпоху разложения феодализма и. ф. начинает освобождаться от предвзятых теологических установок, формируются элементы научного подхода к анализу философских концепции, возникают попытки рассматривать философские теории, исторически выявлять их связи с др. областями духовной жизни об-ва. складывается критический подход к источникам. важен вклад в и. ф. философов-материалистов (ф. бэкон, спиноза). а также тех мыслителей, к-рые приближались к идее исторической закономерности (вико, гердер и др.). труды гегеля по и. ф. знаменуют начало коренного перелома в этой области. по словам маркса, гегель впервые постиг и. ф. в целом (т. 29. с. 447). гегель выступил против абсолютного противопоставления философских учений друг другу и впервые показал историко-фи-лософский процесс как историческое развитие философских знаний. однако его идеалистическая система изображала этот процесс как самопознание “абсолютной идеи”, божественной сущности всего существующего, к-рая в истории человечества (и именно в системе гегеля) приходит к абсолютному знанию, высшей формой к-рого является философия. ценные идеи в разработке научной и. ф. принадлежат рус. мыслителям 19 в. основоположники марксизма, отмечая гениальные диалектические прозрения, содержащиеся в гегелевской концепции и. ф.,вскрыли ее принципиальные теоретические пороки. в противовес идеалистической теории саморазвития философии они исследовали философское развитие как процесс, внутренние движущие силы к-рого в конечном счете обусловлены социально-экономическим процессом, борьбой между прогрессивными и реакционными классами и социальными группами, достижениями науки и развитием духовной культуры в целом. с этих позиций марксизм рассматривает переход от одной исторической формы материализма к др., более содержательной, прогрессивной, а также эволюцию идеалистического философствования. идеализм исторически вырастает из религиозного мировоззрения и сохраняет с ним связь на протяжении всей своей истории. история материализма, напротив, связана с антиклерикальным движением, секуляризацией культуры, свободомыслием, развитием естествознания. марксизм исходит из того, что недостаточно найти т. наз. “социальный эквивалент” к.-л. теоретическому построению; необходимо прежде всего определить, почему данный общественный строй, вся совокупность исторических условий породили именно эту, а не иную философскую систему. иначе нельзя избежать упрощений и вульгарно-материалистического понимания взаимоотношения экономики и философии. диалектико-материалистический подход к и. ф. позволяет представить ее как единый процесс, показать необходимые связи различных школ и направлений, прогресс в решении философских проблем. поэтому повторяющиеся в истории попытки решения к.-л. вопросов (методология научного познания, отношение рационализма и эмпиризма, общего и отдельного, конкретного и абстрактного, природа человеческой деятельности и др.) перестают рассматриваться как развитие, обусловленное имманентно присущей философии целью, а выступают как своеобразные вехи на пути истории об-ва и познания, как моменты процесса формирования истины. и тогда, по словам ленина, “каждый оттенок мысли” предстает как “круг на великом круге (спирали) развития человеческой мысли вообще” (т. 29. с. 221). поскольку и. ф.— это процесс развития философского познания мира, постольку в ней должны быть установлены прямые связи между историческим развитием человеческого познания и его внутренней структурой и логикой. здесь наглядно выступает диалектический принцип единства исторического и логического: история объекта (философии) неразрывно связана с его развитой логической структурой; процесс становления науки только с т. зр. ее развитого состояния и может быть правильно понят. именно это открывает путь к пониманию закономерностей развития философии, помогает понять действительное место и значение исторически возникающих концепций и идей. в то же время и. ф. нельзя отрывать от истории всей совокупности наук и общественно-исторической практики. философия должна выступать как диалектическая обработка истории мысли, науки и техники. изучение и. ф. имеет большое значение для развития совр. философской науки. изучение и. ф. необходимо для развития совр. методов научного исследования и практического преобразования мира, для повышения философской культуры. “... теоретическое мышление,— писал энгельс,— является прирожденным свойством только в виде способности. эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии” (т. 20. с. 366). в трудах основоположников марксистской философии намечены принципиальные ориентиры для дальнейшей творческой работы в области и. ф. однако идейная атмосфера, утвердившаяся в нашей стране по мере укрепления единовластия сталина, явилась серьезным препятствием для развертывания историко-философских исследований с подлинных марксистских позиций. широкое распространение в послеленинский период получили тенденции вульгаризации и опошления и. ф., сведения ее к борьбе материализма и идеализма, диалектики и метафизики, резкого противопоставления марксистской философии всем др. течениям и направлениям (как домарксистской, так и особенно совр. философской мысли). перестройка философии в свете нового мышления ставит сложные задачи и перед историко-философскими исследованиями. исходный пункт ее — понимание и. ф. как единого мирового процесса, в к-ром живут все великие системы прошлого и в к-ром диалектический материализм является одним из важнейших направлений философского поиска. историко-философским исследованиям, осуществляемым с этих позиций, предстоит сыграть здесь инициативную и интегрирующую роль.

Благодаря нашему философскому онлайн словарю Вы можете узнать точное определение термина история философии.