лавров - определение в словаре-справочнике по философии

Поиск по словарю

Философия: что такое лавров

лавров - это:

лавров петр лаврович (1823— 1900) — рус. философ, публицист, ученый-антрополог, идеолог революционного народничества. участник демократического движения 60-х гг., в 1866 арестован, предан суду и приговорен к ссылке. в 1870 бежал за границу, в париж, вступил в одну из секций i интернационала. участник парижской коммуны 1871, в лондоне познакомился с марксом и энгельсом. в эмиграции издавал журнал и газету “вперед!” и “вестник “народной воли”. оказал большое влияние на революционное движение россии 70—80-х гг. ленин называл л. “ветераном революционной теории” (т. 2. с. 462). л. как философ сформировался к концу 50-х гг под влиянием идей белинского, герцена и немецкой классической философии; называл свою систему взглядов “реализмом”. она включает “материализм” (учение о природе), “антропологизм” (учение о человеке и обществе) и “позитивизм” (требование научности). в теории познания л. в осн. стоял на материалистических позициях, но допускал путаницу в терминах, что давало основание обвинять его в уступках агностицизму. отмечал нек-рые положительные черты в позитивизме (напр., стремление опереться на естествознание), но отвергал его за нефилософское мышление, догматизм и спекулятивность. выступал в защиту дарвинизма; объявлял эволюционизм универсальным философским методом, выдвинул ряд диалектических положений. начало истории человеческой цивилизации связывал с появлением “критической мысли”, каждый достигнутый уровень социального развития называл “культурой”, базой дальнейшего движения, развития к высшей цивилизации. движущим мотивом прогресса, согласно л., являются 3 группы человеческих потребностей: основные (зоологические и социологические — потребности питания, безопасности и нервного возбуждения), временные (формы государства, собственности, религии) и потребности развития (историческая жизнь). цель общественного развития, по л.,— усиление солидарности людей, что невозможно осуществить без научного понимания природы, человека и мышления. стремясь к солидарности, люди должны, считал он, выработать идеал будущего об-ва; для этого необходимо стоять на позициях трудящихся. т. наз. “субъективный метод” и есть инструмент для выработки такого идеала. по л. (“исторические письма”), “мысль реальна лишь в личности”, поэтому гл. движущей силой истории являются критически мыслящие личности, т. е. передовая интеллигенция, задача к-рой — подготовка народа к революции: интеллигенция должна вернуть свой долг народу. признавая научность учения маркса, л. сомневался в применимости его в россии из-за специфики ее исторического развития (наличие общины и др.). в конце жизни он приветствовал выход на арену революционной борьбы российской социал-демократии. л. ратовал за объединение всех отрядов революционеров россии. дал высокую оценку борьбы парижских коммунаров, видел в коммуне прообраз государства трудящихся. осн. соч.: “исторические письма” (1868—69), “очерки систематического знания” (1871—73), “опыт истории мысли нового времени” (1894), “государственный элемент в будущем об-ве” (1875), “социальная революция и задачи нравственности” (1884), “задачи понимания истории” (1893), “важнейшие моменты в истории мысли” (1903).

Узнать значение "лавров" онлайн

Благодаря нашему философскому онлайн словарю Вы можете узнать точное определение термина лавров

Директ 1 блок