Основное меню

пифагореизм - в словаре-справочнике по философии.

Что такое пифагореизм в философии?

пифагореизм:

пифагореизм—течение в античной философии, восходящее кдревне-греч. философу, математику и астроному пифагору (2-я половина 6 в. до н. э.). выделяют 4 этапа в развитии п.:1) ранний, доплатоновский п. (конец б в.— середина 4 в. до н. э.): пифагор, гиппас, филолай. архит; 2) п. платоновской академии (4 в. до н. э.): платон, спевсипп, ксенократ; 3) эллинистический п. (конец 4 в.— i в. до н. э.): трактаты, приписывавшиеся пифагору и другим ранним пифагорейцам; 4) неопифагореизм (1 в. до н. э.— 3 в. н. э.):аполлоний тианский, модерат из га-леса, евдор александрийский, плутарх херонейский, нумений. конкретные обстоятельства жизни основателя п.— пифагора — столь же малоизвестны, как и его учение. в кротоне (южн. италия) он учредил просуществовавший до 4 в. до н. э. союз, имевший целью нравственно-религиозное преобразование жизни. пифагорейский союз также был научно-философской школой. в союзе было 2 ступени: акусматики (эксотерики, послушники) и математики (эсотерики, ученые). по свидетельству аристотеля, пифагорейцы первыми серьезно занялись математикой; отсюда развивалось учение, согласно к-рому число — основа всего сущего, а числовые отношения, пропорции — отражение мировой гармонии сфер. орфическую традицию продолжает пифагорейское учение о бессмертии души и метемпсихозе (переселении душ). пифагорейский союз распался из-за политических разногласий и гонений. платоновская академия развивала нек-рые элементы п.: учение о судьбах бессмертной души; понимание чисел и вообще математических принципов как элементов действительности; космологические идеи. принципиально новым было признание чисел самостоятельно существующими чисто идеальными сущностями, полностью оторванными от чувственного мира. эллинистический п., опираясь на пифагорейскую традицию, использовал также идеи платона и аристотеля. неопифагореизм тесно связан со средним платонизмом. гл. задачей философии было провозглашено почитание бога. начало сущего — обожествленная, сверхбытийная единица, творящая множество, т. е. мир и человека. человеческая душа, заключенная в темнице тела, путем аскетики и нравственного самоусовершенствования, очищения возвышается к богу и в мистическом экстазе сливается с ним. неопифагорейцы признавали теорию метемпсихоза, считали основателя школы полубожественным существом. мн. идеи неопифагореизма усвоены неоплатонизмом.

Благодаря нашему философскому онлайн словарю Вы можете узнать точное определение термина пифагореизм.