Основное меню

противоречие - в словаре-справочнике по философии.

Что такое противоречие в философии?

противоречие:

противоречие—категория, вы ражающая внутренний источник всякого развития, движения. п., понятое как только внешнее, не может быть таким источником. именно признание внутреннего п., единства внутреннего и внешнего п. отличает диалектику от метафизики. “...диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов...” (ленин в. и. т. 29. с. 227). иначе говоря, диалектика отличается от метафизики не вообще признанием п., а признанием п. именно в сущности предметов, т. е. признанием существенных, внутренних, необходимых п. рассматриваемые диалектикой п. нужно отличать от так называемых “логических” п., выражающих путаницу и непоследовательность мысли. п., рассматриваемое диалектикой, будучи источником движения, само движется, развивается. к ступеням развития п. в самой сущности предметов относятся тождество, различие, противоположность, п., или собственно п. следовательно, категория “п.” характеризует и все ступени развития п. в сущности предметов и высшую его ступень. уже тождество есть зародыш п., т. к. старое, будучи существенно тождественным самому себе, содержит в себе предпосылки нового, т. е. моменты отличия себя от самого себя, но в качестве подчиненных тождеству. различие также есть еще не вполне развитое п., ибо хотя на первый план и выходит сосуществование нового и старого, однако новое образовалось и продолжает развиваться из старого, в связи со старым. в противоположности п. еще более развивается, ибо, хотя и выдвигается на первый план отрицание, исключение новым старого, тут также новое образуется из старого и обнаруживается сама внутренняя связь со старым: новое осуществляется как отрицание старого. на высшей ступени п., или на ступени собственно п., новое завершает отрицание, преобразование старого, включая старое в снятом, преобразованном виде как свой собственный момент. теперь формируется связь, внутреннее единство различных сторон, вещей и т. п. на ступени п. главным становится не отрицание сторонами п. друг друга, а то, что в этом процессе они порождают друг друга в качестве отличных друг от друга. отрицая друг друга, противоположные стороны переходят друг в друга, являются тождественными. это — кульминационная ступень п. “диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности,— при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга,— почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую” (ленин в. и. т. 29. с. 98). достижение высшей ступени п. тем или иным предметом означает одновременно и созревание предпосылок его исчезновения, ибо такая ступень п. есть отрицание предметом самого себя внутри себя, своим внутренним движением. диалектика по своей сути “в позитивное понимание существующего... включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна” (маркс к., энгельс ф. т. 23. с. 22). п., рассматриваемое диалектикой, всеобще, действует и в природе, и в обществе, и в мышлении, сознании.

Благодаря нашему философскому онлайн словарю Вы можете узнать точное определение термина противоречие.