русская философия - определение в словаре-справочнике по философии

Поиск по словарю

Философия: что такое русская философия

русская философия - это:

русская философия. с анон .пенис р. ф. относится к периоду расцвета киевской руси. стимулирующее воздействие на ее формирование и развитие после крещения руси (10 в.) имела духовная, в т. ч. философская, культура античности и византии (“источник знания” иоанна дамаскина, “шестоднев” иоанна экзарха болгарского и др.), что нашло отражение в ряде литературных памятников рус. мысли (сб. “пчела”, “диоптра”, “изборники” святослава и др.; 10—13 вв.). первым древнерус. философом был киевский митрополит иларион, давший осмысление общественной жизни конца 10—начала 11 в., поставивший вопрос о месте рус. народа в мировой истории, обосновывавший общечеловеческую значимость духовных ценностей христианства (“слово о законе и благодати”). р. ф., начиная с ее ранних этапов, отличалась большим интересом к социально-нравственной проблематике, практической этике (“поучение владимира мономаха”, “послания” климента смолятича и никифора (12 в.) и др.). идеи философско-исторического характера содержались в летописях. “повесть временных лет” (11—12 вв.) трактовала о происхождении государства на руси, о ее месте среди др. стран мира. процессы возвышения москвы, борьбы против нашествия орды нашли отражение в “задонщине” (14 в.), в “сказании о князьях владимирских” (15 в.) и др. соч. господство церкви не исключало идеологических противоречий, споров (напр., между “иосифлянами” и “нестяжателями”—15 в.), появления течений, противостоявших церковной ортодоксии и феодальному гнету,— т. наз. ересей. радикальные ереси содержали элементы рационализма (выступления м. башкина, ф. косого—16 в.), соединялись с оппозиционными народными движениями, выражали тенденции ре-формационно-гуманистического типа. повышение внимания к человеку, критика пороков феодального об-ва нашли отражение в творчестве максима грека (16 в.). острая социально-классовая борьба в религиозном облачении проявилась в столкновении никониан и старообрядцев — сторонников и противников церковной реформы (17 в.). памятником этой борьбы стало “житие”, написанное аввакумом, одним из столпов “старой” веры. подъем р. ф. на новый уровень был связан с открытием высших учебных заведений: киево-могилянской (1631) и славяно-греко-латинской (1687) академий, где читались философские курсы. со второй половины 18 в. в- р. ф. утверждается просвещение (козельский. десницкий, батурин и др.). будучи близким западноевропейскому, оно характеризовалось рядом специфических черт, прежде всего сосуществованием не только просветительских, но и более ранних, возрожденческих и реформационных идей (прокопович). влиятельным духовно-общественным движением 18— начала 19 в. было рус. масонство, проявлявшееся в различных формах, примыкавших к просвещению (новиков), межконфессиональному христианству (с. в. лабзин), а также разного рода мистическим религиозно-этическим исканиям. эпоха просвещения положила начало той линии р. ф., к-рая была связана с достижениями науки, опытом французской и американской революций, поиском путей к свободе человека. заслуга в становлении этой линии принадлежит ломоносову, к-рый стал основателем материалистической традиции в р. ф., и радищеву, к-рый впервые в рус. мысли в систематической форме изложил проблему человека, положил начало философскому обоснованию в ней революционной традиции, проявившейся во взглядах декабристов и революционных демократов (белинский, герцен. чернышевский и др.). в 20—40-х гг. 19 в. в россии возникают философские кружки, служившие не только для интеллектуального общения, но и для апробации различных социальных проектов: кружок “любомудров” (д. в. веневитинов, киреевский, в. ф. одоевский, с. п. шевырев и др.), кружки станкевича, петрашевского и др. в 30-е гг. в связи с кризисом механистического, метафизического материализма в р. ф. происходит переориентация в сторону идеалистической диалектики; большую известность приобрели идеи нем. классической философии, особенно шеллинга, оказавшего влияние на натурфилософские построения рус. мыслителей (велланский, м. г. павлов), на переход на позиции идеализма и религии чаадаева. особенности социального развития ставят в центр внимания р. ф. осмысление национальных задач, перспектив будущего россии (западники и славянофилы). соединение философских идей гегеля с теориями западноевропейского социализма на рус. почве положило начало социалистической традиции в россии (белинский, герцен, огарев). обогащенная идеями гегелевской диалектики, фейербаха, утопического социализма, р. ф. в 60-е гг. формирует прогрессивное направление, ядром к-рого явилась философская школа чернышевского (добролюбов, писарев, щелгунов и др.). творчески переосмысливая традицию рус. просвещения, оно вносит новые черты в материалистический антропологизм. просветительская тенденция в 70—90-е гг. находит продолжение в философии народничества, оказавшей большое воздействие на рус. культуру и освободительное движение (лавров, бакунин, ткачев, михайловский, мечников и др.). при всей утопичности и противоречивости народнических теорий классики марксистской мысли видели в них воплощение демократической альтернативы рус. самодержавию и деспотизму. своеобразие р. ф. проявилось в ее тесной связи с художественной культурой, идеями великих рус. писателей (достоевского, толстого и др.). эта линия р. ф. включает осмысление таких проблем, как отчуждение человека, его свобода и ответственность, соотношение между научным, социальным и нравственным прогрессом. крупнейшим представителем рус. идеалистической философии конца 19 в. является соловьев, создатель философии всеединства, оказавшей значительное влияние на последующую рус. идеалистическую и религиозно-философскую мысль, особенно на софиологию с. н. и е. н. трубецких и богоискательство (мережковский, бердяев, розанов, булгаков и др.). получили распространение такие философские направления, как феноменология (г. г. шлет), персонализм (а. а. козлов, л. м. лопатин), интуитивизм (лосский). причем нек-рые из них предвосхитили аналогичные построения на западе (напр., религиозный экзистенциализм бердяева и шес-това). серьезные достижения были в исследовании философских проблем общественных и естественных наук:в области философии права — чичерин. п. и. новгородцев, в психологии — сеченов, введенский, и. п. павлов. в. м. бехтерев, в истории и социологии — с. м. соловьев, в. о. ключевский, ковалевский, н. и. кареев, п. а. сорокин. самобытностью отмечено направление т. наз. “рус. космизма” (федоров, циолковский. флоренский. вернадский, а. л. чижевский и др.). после октября нн. рус. мыслители-идеалисты выехали или были высланы из ссср и продолжали теоретическую деятельность в эмиграции (бердяев, ильин. лосский, федотов и др.). специфическую особенность р. ф. составляет широкая историческая география ее идейных контактов, охватывавшая как запад, так и восток. в ее развитие внесли вклад представители различных народов россии и близких ей стран — грек м. триволис (максим грек, 16 в.), хорват ю. крижанич (17 в.), украинцы сковорода. прокопо-вич, молдаванин кантемир (18 в.), армянин налбандян, азербайджанец ахундов, грузин и. чавчавадзе, казах ч. валиханов (19 в.) и др. в последние годы интерес к р. ф. значительно возрос как в нашей стране, так и за рубежом. глубокое осмысление отечественного философского наследия — важный фактор формирования исторической памяти, высокой нравственной культуры, понимания определяющего значения гуманистических ценностей в совр. мире.

Узнать значение "русская философия" онлайн

Благодаря нашему философскому онлайн словарю Вы можете узнать точное определение термина русская философия

Директ 1 блок