социализм - определение в словаре-справочнике по философии

Поиск по словарю

Философия: что такое социализм

социализм - это:

социализм (от лат. socialis— общественный) — различные учения, теории, ставящие целью обоснование социалистического идеала и путей его достижения; политические движения, выступающие за реализацию с. на практике; об-во, организованное в соответствии с определенным пониманием социалистического идеала. социалистическая идеология получила распространение в виде широкого спектра теоретических идей, включающих: научный с. как систему взглядов маркса, энгельса, ленина, обосновывающую историческую необходимость установления коммунистической общественно-экономической формации, пути ее созидания и принципы организации; с.-д. . концепции с., генетически тесно связанные с марксизмом, но ныне развивающиеся на основе такой системы представлений о природе с. и методах социалистического переустройства об-ва, в к-рых марксизм является лишь одной из составных частей (демократический социализм. этический социализм); леворадикальные концепции с. (неомарксизм, “новые левые”, экосо-циализм. франкфуртская школа и др.); различные социалистические учения, возникшие на базе национально-освободительного движения (“исламский с.”, “африканский с.” и др.); многообразные концепции, сложившиеся в истории общественной мысли прошлого, но сохранившие влияние и в совр. мире (утопический социализм. христианский социализм). в рамках каждой из этих концепций развивались собственные представления о социалистическом идеале и путях его достижения. однако при всем различии их взглядов относительно сущности с. общим для всех выдающихся мыслителей-социалистов прошлого было то, что под с. они имели в виду об-во, в к-ром осуществлены социальное равенство и социальная справедливость, где средства производства находятся под контролем или во владении об-ва, вся жизнь организована на коллективистских началах, отсутствует эксплуатация человека человеком. нек-рые из этих элементов присутствуют уже в воззрениях мыслителей древности (напр., у платона) и ранних христиан. в значительно более глубоком и систематизированном виде они представлены в трудах со-циалистов-утопистев 16—18 вв.— мо-ра, кампанеллы, мюнцера, мелье, ба-бефа и др. и в особенности в произв. великих мыслителей 19 в.— сен-симо-на, фурье, оуэна, герцена, чернышевского. от этих идей отталкивались маркс и энгельс, создавая и развивая научный с. как учение об освобождении человечества от всех видов социального угнетения. опираясь на обоснованное ими материалистическое понимание истории и диалектическую методологию, маркс и энгельс стремились освободить социалистическую идеологию от утопических иллюзий, представить с. как закономерный результат прогресса цивилизации и исторического творчества рабочего класса, трудящихся масс. одновременно они четко отделили научный с. от грубого, уравнительного, “казарменного” с., связав становление нового об-ва с высшим уровнем развития материального производства, демократии и личности. объективный исторический смысл с. основатели научного с. видели в том, что новый строй вслед за правовым и политическим равенством, к-рое было достигнуто в определенной степени в ходе буржуазных революций 17—19 вв., обеспечил бы равенство в сфере экономической и социальной, открыл простор для универсального развития человека. для достижения этого, полагали они, необходимо уничтожить частную собственность, порождающую эксплуатацию и отчуждение, утвердить приоритет общественной собственности на средства производства. в отличие от социалистов-утопистов маркс и энгельс не пытались дать детальную картину будущего общественного устройства, полагая, что это задача людей, партий, к-рым выпадет практическая работа по созиданию нового строя. вместе с тем они в самой общей форме очертили его контуры и осн. принципы. согласно их представлениям, это будет планово-регулируемое, самоуправленческое и бестоварное об-во, где нет паразитических слоев, трудящиеся объединены на основе совместного владения, распоряжения и пользования средствами производства, а государство постепенно перерастет в самоуправление народа. эти представления о с. в новых исторических условиях развил ленин, обогатив их анализом изменении, происшедших в мировом капитализме, опытом великого октября, последующей практики социалистических преобразований. кризис политики “военного коммунизма”, основывавшейся на свертывании товарно-денежных отношении, тотальном огосударствлении и внеэкономических методах управления, побудил его к отказу от догматического истолкования идей основоположников научного с., выдвижению положений, в совокупности означавших “коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм” (т. 45. с. 376). в работах ленина 1921—1923 гг. сформулированы черты нового подхода к теории и практике с.: восстановление товарно-денежных отношений; признание того факта, что отмирание государства есть длительный исторический процесс, в течение к-рого необходимо сохранение сильного, компетентного и гибкого аппарата управления, выполняющего в т. ч. экономико-коммерческие функции и находящегося под контролем народа; признание возможности при с. многообразия форм собственности, в частности кооперации как социалистической формы собственности и хозяйствования; утверждение принципа оплаты по количеству и качеству труда. ленин подчеркивал, что действительное присвоение средств производства людьми начинается не там, где средства производства превращаются в государственную собственность, а там, где трудящиеся ставятся в такое положение, при к-ром они не только совладеют, но и распоряжаются этими средствами. им была выдвинута идея хозрасчета как метода строительства с. не на энтузиазме только, а при помощи энтузиазма, рожденного революцией, и материальной заинтересованности труженика. практическая реализация ленинской концепции с. в ссср отмечена как историческими достижениями, так и негативными явлениями, драматическими ошибками. разрыв с гуманистическим и демократическим содержанием социалистического идеала. произвол и репрессии периода сталинизма, деформации с. в годы застоя привели к формированию в стране авторитарно-бюрократической системы, чуждой с. выход из кризисной ситуации, возникшей на рубеже 70—80-х гг., реальное движение к такому экономическому, социальному, политическому и духовному устройству, в центре к-рого находится человек, развертывается в русле начатой в стране по инициативе кпсс перестройки — процесса революционного обновления всех сторон жизни об-ва на принципах демократического, гуманного с. партия выступает, говорится в программном заявлении xxviii съезда кпсс “к гуманному, демократическому социализму”. за творческий подход к теории и практике с., их развитие на путях конструктивного осмысления исторического опыта 20 в., наследия маркса. энгельса. ленина, освобождается от застойного их толкования, за использование мирового опыта эффективного хозяйствования и решения социальных проблем, за развитие институтов демократии. гуманный, демократический с. может реально возникнуть и развиваться только путем усвоения всего лучшего в мировой цивилизации. он призван выступить именно как новый общественный строй, создающий наилучшие условия для материального и духовного благосостояния всего народа.

Узнать значение "социализм" онлайн

Благодаря нашему философскому онлайн словарю Вы можете узнать точное определение термина социализм

Директ 1 блок