Основное меню

содержание форма - в словаре-справочнике по философии.

Что такое содержание форма в философии?

содержание форма:

содержание и форма. 1 фило-софские категории, отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности: определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т. е. с., и способа существования и выражения этого с., его различных модификаций, т. е. ф. понятие ф. употребляется также в значении внутренней организации с., и в этом значении проблематика ф. получает дальнейшее развитие в категории структуры. в истории философии, особенно идеалистической, ф. сводилась к структуре, а с. отождествлялось с некой неупорядоченной совокупностью элементов и свойств (“материей”), что способствовало закреплению и сохранению в течение длительного исторического периода идеалистических представлений о примате ф. над с. в материалистической диалектике проводится различие между с. и вещественным материальным субстратом вещи (“материей”). это особенно важно для анализа социально-экономических отношений, где все собственно природные определения вещи имеют значение ф. существования и проявления иного, социального с. необходимость различения “материи” и с. сохраняется и в отношении собственно природных явлений: с. здесь составляет вполне определенный (т. е. взятый в единстве с его структурой) материальный субстрат, специфический для данного рода явлений. структура, внутренняя упорядоченность — необходимый компонент с. с изменением структуры, организации существенно меняются с. объекта, его физические и химические свойства. ф., фиксируя многообразные модификации с„ способы его существования и проявления, также обладает определенной структурой. взаимодействие с. и ф. в процессе развития обязательно включает как воздействия различных компонентов с. на ф., так и различных компонентов ф. на с. с учетом объективной субординации с. и ф. во взаимосвязи с. и ф. с. представляет ведущую, определяющую сторону объекта, а ф.— ту его сторону, к-рая модифицируется, изменяется в зависимости от изменения с. и конкретных условий его существования. в свою очередь ф., обладая относительной самостоятельностью, оказывает обратное активное воздействие на с.: ф., соответствующая с., ускоряет его развитие, тогда как ф., переставшая соответствовать изменившемуся с., тормозит дальнейшее его развитие. взаимоотношение с. и. ф.— типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством с. и ф., так и противоречиями и конфликтами между ними. единство с. и ф. относительно, преходяще, в ходе развития неизбежно возникают конфликты и противоречия между ними. в результате появляется несоответствие между с. и ф., к-рое в конечном счете разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением новой ф„ адекватной изменившемуся с. возникновение, развитие и преодоление противоречий между с. и ф., борьба с. и ф. (взаимопереходы с. и ф., “наполнение” старой ф. новым с., обратное воздействие ф. на с. и т. д.) — важный компонент диалектической теории развития. особенно сложно и диалектически противоречиво взаимоотношение с.-и ф. в развитии об-ва. противоречия с. и ф. в способе производства, базисе и надстройке, экономике и политике и др.— одна из важнейших движущих сил общественного развития. 2. в мышлении — фундаментальные понятия логической науки, конкретное значение к-рых определяется совокупностью исходных теоретических абстракций и идеализации. в тех случаях, когда определенные стороны познания изучаются с помощью аппарата и методов совр. формальной логики, значение понятий с. и ф. мышления может быть уточнено посредством отождествления ф. мышления (логические формы) с синтаксической структурой умозаключения, высказывания или совокупности высказываний (в частности теории), а с. мышления — с той или иной конкретной их интерпретацией (интерпретация и модель). в материалистической диалектике как логике (диалектическая логика) под с. мышления понимается природная и социальная действительность в том специфическом виде, в каком она предстает как объект научно-теоретического мышления,— в виде совокупности понятий, представлений, теорий, различного рода абстракций и идеализации, сформировавшихся в ходе исторического развития познания и различающихся по степени опосредствованности их отношения к действительности (конкретное и абстрактно-обобщенное познавательное с., знание теоретического и эмпирического уровня и т. д.). ф. мышления есть многообразные способы деятельности общественного субъекта с объектом в идеальном плане, направленные на воспроизведение закономерностей и свойств объективной реальности в с. мышления (категории, восхождение от абстрактного к конкретному, различные формы умозаключений и т. д.). совокупность ф. мышления определенным образом организует познавательное с. и направляет движение мысли субъекта в процессах получения нового знания. 3. в искусстве — взаимообусловливающие друг друга стороны искусства в целом или отдельного художественного произв., из к-рых с. принадлежит ведущая роль. с. искусства — многообразная действительность в ее эстетическом своеобразии, гл. обр. человек, человеческие отношения, жизнь об-ва во всей ее конкретности, ф.— внутренняя организация, конкретная структура художественного произв., к-рая создается при помощи специфических изобразительно-выразительных средств для выявления и воплощения с. осн. элементы с. произв. искусства— его тема и идея. тема. раскрывает круг жизненных явлений, к-рый отражается и осмысливается в данном произв. идея выражает сущность воспроизводимых явлений и противоречий действительности, их образно-эмоциональную оценку с позиций эстетического идеала, подводя человека к определенным эстетическим, нравственным, политическим выводам. художественная ф. произв. искусства многогранна. к ее осн. элементам относятся: сюжет, композиция, художественный язык, материальные изобразительно-выразительные средства (слово, рифма, ритм, звукоинтонация, гармония, цвет, колорит, линия, рисунок, светотень, объем, тектоника, па, мизансцена, киномонтаж и т. д.). в противоположность формализму, отрывающему ф. от с., и натурализму, отождествляющему их, марксистская эстетика считает неразрывное единство, соответствие с. и ф. одним из наиболее важных критериев художественности.

Благодаря нашему философскому онлайн словарю Вы можете узнать точное определение термина содержание форма.