сущность явление - определение в словаре-справочнике по философии

Поиск по словарю

Философия: что такое сущность явление

сущность явление - это:

сущность и явление—философские категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. с.— совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих осн. черты и тенденции развития материальной системы. я.— конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения нек-рой с. категории с. и я. всегда неразрывно связаны между собой. в мире нет такой с., к-рая не обнаруживалась бы вовне и была непознаваемой, как нет и я., к-рое не заключало бы в себе никакой информации о с. но единство с. и я. не означает их совпадения, т. к. с. всегда скрыта за поверхностью я., и чем глубже она лежит, тем более трудным и длительным оказывается ее познание в теории: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (маркс к., энгельс ф. т. 25. ч. ii. с. 384). познание с. возможно лишь на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемого процесса. оно представляет собой качественный ска чок от эмпирического к теоретическому уровню познания,связано с раскрытием гл. обр. определяющего в предметах, законов их изменения и развития. это сопровождается переходом от описания к объяснению я., к раскрытию их причин и оснований. один из критериев познания с.— точная формулировка законов движения и развития объектов и под-тверждаемость прогнозов, выводимых в качестве следствия из данных законов и условий их действия. кроме того, с. может считаться познанной, если дополнительно известны причины возникновения и источники развития рассматриваемого объекта, раскрыты пути его формирования или технического воспроизведения, если в теории или на практике создана его достоверная модель (моделирование), свойства к-рой соответствуют свойствам оригинала. познание с. дает возможность отделить подлинное объективное содержание я. от его видимости, устранить элемент искажения и субъективности в исследовании. раскрытием с. задачи познания не исчерпываются. необходимо теоретическое объяснение и обоснование сформулированных ранее законов, сферы их применимости, соотношения с др. законами и т. п. решение данных вопросов связано с переходом к познанию более глубоких структурных уровней материи либо с раскрытием системы более общих связей и отношений, в к-рую рассматриваемое я. входит в качестве элемента. это требует познания более общих и фундаментальных законов бытия, из к-рых найденные ранее законы и процессы следуют в виде их частных проявлений. совершается переход к более глубокой с., на новых структурных уровнях материи. “мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца” (ленин в. и. т. 29. с. 227). во взаимоотношении с. и я. обнаруживается диалектика единства и многообразия. одна и та же с. может иметь множество различных проявлении, равно как и всякое достаточно сложное я. может определяться несколькими с., относящимися к разным структурным уровням материи. с. всегда более устойчива, чем конкретные я., но в конечном счете и сущности всех систем и процессов в мире также изменяются в соответствии со всеобщими диалектическими законами развития материи. та совокупность законов и глубинных отношений, к-рая вы- • ступает как с. первого порядка по отношению к чувственно воспринимаемым я., сама будет проявлением с. более глубокого порядка и т. д. всякая наука лишь тогда достигает зрелости и совершенства, когда она раскрывает с. исследуемых ею я. и оказывается в состоянии предвидеть их будущие изменения в сфере не только я., но и с. агностицизм неправомерно разрывает с. и я., рассматривает с. как непознаваемукьйвещь в себе”, якобы не обнаруживающуюся в я. и недоступную познанию. с др. стороны, идеалисты приписывают с. вещей идеальное, божественное происхождение, считая ее первичной по отношению к материальным вещам в мире (идеальный мир общих сущностей платона, то-мизм, “абсолютная идея” гегеля, совр. неотомизм). нек-рые представители идеализма отрицают объективность с., считая, что разум “диктует” законы природе, а я. отождествляют с “элементами мира”, к-рые понимаются как комбинация физического и психического (мах, эмпириокритицизм, феноменализм).

Узнать значение "сущность явление" онлайн

Благодаря нашему философскому онлайн словарю Вы можете узнать точное определение термина сущность явление

Директ 1 блок