Устройство и принцип работы аккумулятора для автомобиля

Календарь

То, насколько в работе транспорта важна аккумуляторная батарея, знает любой водитель. Аккумулятор накапливает электроэнергию, которая затем используется для питания электрооборудования. А самое главное, запускает работу двигателя и помогает автомобилю начать движение. Поэтому понимать устройство аккумулятора необходимо для продления его эксплуатации.

Устройство АКБ

Принцип строения аккумуляторных батарей был заложен еще XIX в., и с того времени глобальных изменений не производилось. Свинцово-кислотная автобатарея представляет собой достаточно увесистый корпус, в который помещены 6 батарей меньшего размера. Каждая из них выдает напряжение 2,1 В, то есть полностью заряженный накопитель имеет в сумме 12,6 В.

Помимо корпуса, источник питания состоит из электролитической жидкости, сепараторов, клемм, пробок и свинцовых пластин. Опишем, что они из себя представляют:

  • Корпус и крышка: состоят из прочного полипропилена, устойчивого к химическому воздействию. Поскольку в наших широтах машины часто сталкиваются с морозами, пластик корпуса часто подвергается перепадам температур. В результате этого вытекает следующее важное свойство: устойчивость к холоду и отсутствие деформации в разных погодных условиях. Также выделяются европейский, азиатский и американский типы корпусов. Модели Европа и Америка в высоту изготавливаются до 19 см, а модели Азия - до 22 см.
  • Пластины: разнозаряженные свинцовые пластины, которые помещены в электролит. Устанавливаются поочередно: положительная (состоит из диоксида свинца) и отрицательная (из губчатого свинца). Для повышения устойчивости к коррозии и саморазряду в сплав добавляют другие металлы (чаще всего кальций, сурьму).
  • Электролит: жидкость представляет собой раствор серной кислоты и дистиллированной воды. В заряженной АКБ нормой плотности электролита считается 1,28-1,27 г/ см³. При падении показателя необходимо зарядить батарею. Если аккумулятор обслуживаемого типа, рекомендуем время от времени проверять уровень жидкости, чтобы не допустить деформации пластин и снижения емкости. Восстанавливать количество необходимо именно дистиллированной водой.
  • Сепараторы: перегородки, которые состоят из каучука, эбонита или микроволокна. Они разделяют пластины между собой для исключения короткого замыкания, которое выводит весь источник энергии из строя. В улучшенных моделях, например AGM, вместо классических разделителей используется стекловолокно. Такое решение увеличило устойчивость к вибрациям и уменьшило вероятность расслоения электролита.
  • Клеммы: на каждой АКБ на верхней части крышки располагаются две клеммы разного диаметра (клемма со знаком “+” больше), к которым подключают провода бортовой сети автомобиля. Размер клемм будет разным также в азиатском и европейском корпусах: в Euro 19,5 мм и 17,9 мм, а в Asia 12,7 мм и 11,1 мм.
  • Пробки: располагаются на обслуживаемых моделях и служат для контроля за уровнем жидкости, а также для долива дистиллированной воды при снижении количества.

Принцип работы

Принцип работы аккумулятора автомобиля заключается в постоянно протекающей электрохимической реакции между кислотным раствором и свинцом. Когда подключается нагрузка, происходит разряд автобатареи. В это время химическая энергия, которая образовалась на пластинах, преобразуется в электрическую; свинец на положительной пластине окисляется, а на отрицательной - восстанавливается.

После запуска двигателя начинает работать генератор, который восстанавливает энергию аккумулятора, или заряжает его. В это время на пластинах происходит обратный процесс: количества свинца возвращается к норме, электролит возвращает свое первоначальное состояние.

При разрядке также происходит процесс сульфатации, который объясняется реакцией кислоты и металла. На пластинах образуются сульфаты, которые при заряде растворяются. Вся работа заключается в постоянных циклах разряд-заряд, при этом важно не допускать глубокой разрядки. Во время критического падения заряда происходит безвозвратная потеря емкости, которая сокращает срок эксплуатации.

Обслуживание и хранение

На автомобилях заряд батареи происходит от генератора. Благодаря этому обеспечивается постоянный уровень напряжения, необходимый для работы механизмов.

Однако если вы ставите машину на прикол, батарея саморазряжается, в холодное время года - в ускоренном режиме. Поэтому во избежание снижения емкости снятое устройство рекомендуется примерно раз в 2-3 месяца заряжать зарядным устройством. После этого проверяют напряжение (норма 12,6 В) и снова ставят на хранение.

Оставлять на холодном балконе или в неотапливаемом гараже не стоит. Комфортными условиями считаются следующие:

  • Сухое помещение;
  • Обязательная вентиляция или проветривание;
  • Температура от +5 °С до + 15 °С;
  • Хранение в горизонтальном положении;
  • Отсутствие рядом с аккумулятором отопительных приборов.

Если после простоя выясняется, что батарея перестала подавать признаки жизни, вышла из строя, корпус деформировался и разгерметизировался, остается только один выход. Вам необходимо приобретать новый источник энергии. В магазинах 1AK.BY вы найдете лучшие предложения по АКБ для авто в Минске, Гомеле, Бресте и других городах Беларуси. Специалисты с опытом от 1 года подберут новый накопитель по всем параметрам емкости, пускового тока, габаритам, типоразмеру и полярности. А гарантия до 4 лет позволит вам быть уверенным в надежности сервиса.

Заключение

С развитием технологий и прогресса совершенствуются и аккумуляторные батареи в наших машинах. Если еще 30-40 лет назад водители регулярно сталкивались с замерзанием или испарением электролита, сегодня производители стараются свести к минимуму многие издержки. Сейчас водителям достаточно регулярно подзаряжать АКБ и следить за плотностью и уровнем электролитической жидкости.

Такие простые действия сократят число поломок и помогут вам обходиться без замен АКБ еще несколько лет.

Также читают:

Темы: авто и мото Тэги: