Выгрузка сыпучих грузов всегда была делом небезопасным и крайне трудоемким. Уголь, руда, цемент и прочие подобные материалы имеют свойство уплотняться, смерзаться и образовывать в вагонах монолитные комки, пробки и наросты. Разбивать их вручную – занятие не только тяжелое физически, но и связанное с риском травматизма для персонала. На помощь приходят вибраторы вагонные накладные – специальные устройства, приводящие в движение застрявшие грузы механизированным способом. Воздействуя вибрацией на корпус вагона, они разрыхляют и рассеивают уплотнившуюся массу груза, заставляя ее высыпаться наружу. Оборудование отличается простотой конструкции, надежностью и эффективностью в работе.
Благодаря применению вибраторов существенно повышается производительность разгрузочных работ. Необходимость изнурительного ручного труда отпадает, персонал освобождается от опасных операций. Обеспечивается максимально быстрая и качественная выгрузка любых сыпучих материалов.
Предназначение и сферы применения
Вагонные накладные вибраторы предназначены для механизированной выгрузки смерзшихся, уплотнившихся и слеживающихся сыпучих грузов из железнодорожных вагонов различных типов – полувагонов, хопперов, думпкаров и пр. Их применение позволяет в разы ускорить процесс разгрузки и отказаться от изнурительного ручного труда.
Оборудование востребовано на различных промышленных предприятиях, связанных с транспортировкой или переработкой сыпучих материалов. В частности, вибраторы активно эксплуатируются:
- на объектах горнодобывающей промышленности для разгрузки угля, руды, породы;
- на цементных заводах для выгрузки цементного клинкера, извести и прочих компонентов;
- на карьерах по добыче нерудных материалов – щебня, гравия, песка;
- на перерабатывающих предприятиях, занимающихся производством строительных смесей;
- на строительных площадках для оперативного освобождения вагонов от привезенного сыпучего груза.
Благодаря компактным размерам и высокой мобильности накладные вибраторы способны оперативно перемещаться между разгрузочными площадками. Их простая и надежная конструкция гарантирует высокую производительность даже в условиях экстремальных температур и запыленности.
Фото © rigelav-belgorod.ru
Устройство и конструктивные особенности
Вагонный накладной вибратор представляет собой компактное, но при этом мощное и высокоэффективное устройство. В основе его конструкции лежит асинхронный электродвигатель, приводящий во вращение дебалансный вал с грузами на концах. Вращение вала с определенной частотой создает интенсивные возвратно-поступательные колебания, передающиеся на опорную площадку вибратора.
Корпус вибратора изготавливается из высокопрочной стали, способной выдерживать ударные нагрузки и вибрационные воздействия в течение длительного периода эксплуатации. Особая конструкция исключает преждевременный износ деталей и продлевает срок службы оборудования. Применение современных материалов и технологий обеспечивает вибраторам повышенную стойкость к коррозии и негативным факторам внешней среды.
Для гашения вредных вибраций и уменьшения динамических нагрузок корпус снабжается амортизирующими резиновыми элементами. Это препятствует распространению вибрации на опорные поверхности и защищает саму конструкцию от разрушения.
Отдельные модели вибраторов комплектуются траверсой – вспомогательной обвязкой, надеваемой на верхнюю часть вагона. Она не только фиксирует вибратор, не допуская его смещения или вращения, но и позволяет более равномерно распределить вибрационные силы, обеспечивая максимально эффективное воздействие по всей площади вагона.
Компактные габариты и относительно небольшой вес облегчают транспортировку и монтаж вибрационного оборудования. Установка и демонтаж вибратора осуществляются в считанные минуты без применения тяжелой техники. Простая и надежная конструкция не требует сложного обслуживания, что также упрощает эксплуатацию устройств.
Принципы воздействия вибратора
Основной принцип работы накладного вибратора базируется на создании интенсивных механических колебаний, передаваемых на корпус железнодорожного вагона. Вибрация оказывает на находящийся в нем груз комплексное разрыхляющее, рассеивающее и транспортирующее воздействие.
Разрыхляющий эффект позволяет разбивать монолитные комки и наросты, разрушать кристаллические связи внутри уплотненной массы груза. Под влиянием вибрации крупные куски измельчаются, а общая масса приобретает рассыпчатую структуру.
Рассеивающее воздействие обеспечивает распределение разрыхленного материала, не допуская образования новых крупных скоплений. Сыпучий груз полностью разделяется на отдельные частицы и мелкие фракции.
Транспортирующий эффект вибрации способствует перемещению разрыхленной и рассеянной массы груза по направлению к разгрузочным люкам вагона. Циклические толчки и встряхивания приводят расположенный грузовой объем в движение.
Интенсивность колебаний (их частота и амплитуда) строго регулируется посредством изменения скорости вращения электродвигателя вибратора. Это позволяет подобрать идеальный режим воздействия для различных типов грузов с учетом их физических свойств и степени уплотнения.
Преимущества и безопасность
Использование накладных вибраторов дает целый ряд неоспоримых преимуществ при организации разгрузочных работ на предприятиях:
- Многократное сокращение временных и трудовых затрат на выгрузку сыпучих грузов. Механизированный процесс протекает в разы быстрее ручного.
- Исключение тяжелого физического труда, связанного с разбиванием смерзшихся комьев материала.
- Повышение уровня безопасности персонала за счет отказа от травмоопасных операций.
- Возможность качественной полной выгрузки самых проблемных грузов, застрявших в вагоне.
- Высокая производительность при компактных размерах и небольшом весе оборудования.
- Универсальность применения для любых типов полувагонов и видов сыпучих грузов.
- Надежность и длительный срок эксплуатации за счет использования прочных износостойких материалов.
Конструкция вибраторов спроектирована с учетом норм безопасности. Грамотное исполнение и надежная система амортизации не допускают вредного распространения вибрации за пределы корпуса вагона, что предотвращает негативное воздействие на окружающую среду.