Бортовые провода используют для силовых и контрольных цепей приборов и электрооборудования на борту воздушного судна, для производства авиационной и космической техники. Бортовые провода имеют повышенную стойкость к перегибам, истиранию и продавливанию, потому их повреждение в процессе монтажа и эксплуатации исключено, способны выдерживать нагрузку в 6 000 Вольт, функционировать на частоте в 5 500 кГц без перебоев.
Технические особенности
Конструктивно бортовой провод состоит из одной или нескольких токопроводящих жил (внутреннего проводника), слоя изоляции, экрана и защитного покрытия. Токопроводящие жилы изготавливают из посеребренной или никелированной медной проволоки или специального алюминиевого сплава, чтобы придать изделию максимальную прочность на разрыв. Проводник защищен однослойной или двухслойной изоляцией из фторопласта, стеклополимера и полиимидно фторопластовой пленки ПМФ, материалы обеспечивают высокую устойчивость кабеля к деформациям.
Некоторые изолированные жилы бортовых проводов дополнительно защищены экраном – оплеткой из медной посеребренной проволоки. В зависимости от разновидности и модификации, бортовые кабели могут быть экранированы поверх оплетки и изоляции экраном из медной плетки с защитным резиновым покрытием. Конструкционные особенности делают провода устойчивыми к разным температурным режимам, механическим воздействиям, вибрации, акустическому и ударному воздействию.
Применение
Бортовой кабель используют для обустройства проводки, соединения различной бортовой радиоэлектронной аппаратуры в самолетах СУ-27, ТУ-334, ИЛ-96-300, а также космической отрасли, в сферах, где важны такие характеристики, как устойчивость к воздействию масел, агрессивных и химических сред, высоким и низким температурам, высокой влажности (выдерживают 98% влажность воздуха при максимальной t 35С). Также с их помощью выполняют межблочный монтаж, прокладывают бортовую проводку в местах, с высокой влажностью, где на провода воздействует туман, конденсат, иней или роса. Изготавливаются из качественных и безопасных материалов, проходят сертификацию, так как от их качества зависит правильная работа приборов, систем и устройств на борту воздушного судна, управляемость самолетом, безопасность пассажиров и экипажа.
Монтаж
Бортовые провода выпускаются в разных модификациях, каждый вид имеет свою маркировку, технические характеристики и условия монтажа:
- ПТЛ, устанавливают доя организации бортовой электросети авиационной техники, рассчитаны на напряжение 600 Вольт. Устойчивы к ударным и вибрационным нагрузкам, маслам и бензину, монтируют в местах расположения генераторов и двигателей.
- БПВЛ имеют строительную длину 15 м, используют для монтажа и подключения бортовой электросети с напряжением постоянного тока до 250 В, переменного – до 500 В.
- БИФ провода с полимидно-фторопластовой изоляцией, медным посеребренным проволочным проводником применяют для выполнения бортового монтажа с фиксацией.
- БПВЛЭ для фиксированного монтажа электрической сети авиационной техники, и работы при напряжении до 250 В переменного или 500 В постоянного тока.
- БПВЛА для выполнения фиксированного монтажа электрической и бортовой сети, бортовой электроаппаратуры и авиатехники.
Бортовые провода БПВЛ, БПВЛЭ, БПВЛМ, БПВЛМЭ рассчитаны на монтаж в местах, в которых максимальная эксплуатационная температура составляет +70С.