Элмарз-Хаджи Хаутиев. Последний жрец Ингушетии

Календарь

В долине реки Армхи, менее чем в трех верстах от аула Ольгети, расположилось селение Шоан. Его обитатели были известны как искусные оружейники, а женщины славились как мастерицы вышивки золотом, серебром и бисером, а так же как умелые ткачихи.

Замок Шоан был разделен небольшой речушкой на две части, в одной были несколько жилых домов «гала», оружейная кузница и боевая башня — «воув».

Когда-то башня была высотой в пять этажей, на втором этаже располагался сводчатый дверной проем, который служил входом в башню, на первом же хранили припасы и содержали узников. У нее было прямоугольное основание, высокие парапеты и плоская крыша, с которой открывался впечатляющий вид на саму долину реки Армхи и были видны башни Эрзи и Бялган. Эта башня являлась одним из звеньев сигнальной системы средневекового ингушского государства. Когда на территории древних ингушей нападал враг, на башнях зажигались огни, предупреждая округу о нападении. Так по цепочке за несколько минут можно было предупредить об опасности все окрестные селения. На другом берегу тоже располагались жилые дома и высокая заградительная стена.

Если верить старожилам, в Городке мертвых Мохде, что расположен на вершине холма, похоронен последний вайнахский жрец Элмарз-Хаджи Хаутиев. Пожалуй, это самый известный житель аула Шоан. Судьба его уникальна тем, что он был долгожителем и последним язычником во всей Ингушетии.

Ислам пришел в Ингушетию относительно недавно, около двухсот лет назад. Более тысячи лет предки вайнахов исповедовали христианство. Самые древние христианские храмы Альби-Ерды и Тхаба-Ерды были построены в VII – IX веках. Однако вера в Иисуса начала ослабевать и транформировалась в самобытное вайнахское язычество. У ингушей был свой пантеон богов, например — бог-громовержец Села, Тушоли — богиня плодородия, верховный бог Дьяла. В окрестностях Шоан до сих пор сохранились Святилища Дьяла и Тушоли.

Элмарз был красив собой, статен и, по свидетельствам очевидцев, мог предсказывать будущее и даже разгонять тьму. Доподлинно неизвестно когда именно он стал шаманом, в те времена жрецами становились мужчины с красивой внешностью старше сорока лет.

Когда вера в Аллаха прочно вошла в жизнь ингушей, он продолжал уже в одиночку ходить к святыням, служить мессы и возносить подношения богам. В возрасте 117 лет Элмарз принял ислам. Он замуровал свой белый флаг в святыне и отправился в пещеру, где постился 40 дней. После поста он начал молиться вместе с сельчанами в мечети, но при этом ходил в соседний регион, где продолжал служить богу Дьялу. В возрасте 139 лет бывший жрец принял решение совершить хадж в Мекку, а через три года повторил свое паломничество. Умер он в 1923 году, в возрасте 157 лет. Его последний завет был «Берегите горы, не покидайте их. Если у вас будут горы – будет и равнина».

Вышло именно так, как завещал Элмарз. Через 65 лет после его кончины, указом от 1988 года был создан Джейрахско-Ассинский заповедник, в него входят такие башенные комплексы как Вовнушки, Таргим, Духаргишт, Эрзи, а так же и Шоан и многие другие. Все эти селения являются выявленными объектами культурного наследия Ингушетии и охраняются государством. Летом 2024 года на всей территории заповедника началось внедрение Национальной системы «Территория». Она предназначенна для информирования гостей заповедника на местности об объектах культурного наследия, памятниках природы, новостях, выгодных предложениях и многом другом. Система «Территория» также предназначена для обеспечения безопасности, экстренного информирования в чрезвычайных ситуациях.

Ингушетия по праву называется Страной башен, но так же там жили и живут замечательные люди, которые уважают своих предков. Они бережно ценят и стараются сохранить свою историю.

Также читают:

Темы: культура и искусство позитив путешествия Тэги: