Триллер – это один из немногих жанров фильмов, про которые многие киноманы не могут сложить однозначные впечатления. Для кого-то это некая смесь детектива и боевика, для других – разновидность ужасов.
Однако такие характеристики в корне ошибочны. Безусловно, в триллере могут быть страшные, и даже ужасные сцены, экшен и детективные истории. Но с таким же успехом их может и не быть. Эти критерии не являются основополагающими. Например, триллер "Отель мумбаи противостояние" – это также боевик, драма и история.
Триллер – это беспокойство и напряжение
В переводе с английского, термин переводится как «вызывающий дрожь» или «приводящий в трепет». Основоположником жанра считается Альфред Хичкок, который сформировал и популяризировал его. Полноценные триллеры были и до всемирноизвестного режиссера, однако именно Хичкок сделал некую теоретическую базу, именно он ввел понятие «саспенс».
Как раз саспенс и является главной характеристикой триллера. Понятие означает смесь тревоги, напряженности, азарта и ожидания. Данное чувство отлично знакомо болельщикам и азартным игрокам. Футбольный фанат находится в постоянном напряжении, наблюдая за событиями на спортивной площадки, или игрок в слоты, ожидающий, когда барабаны выдадут необходимую комбинацию – и тот и другой находится в состоянии саспенса.
Само собой саспенс в фильмах это нечто другое, это более сложное чувство. Ведь помимо предвкушения развязки также имеются переживание за героев и разнообразные художественные примы, усиливающие чувство.
Для иллюстрации Хичкок приводил пример бомбы под столом. Представьте картину: люди сидят за столом, ведут непринужденную беседу. И тут камера направляется под столешницу, где зритель замечают взрывчатку с обратным отсчетом.
Люди разговаривают.
Секунды непрерывно ведут обратный отсчет.
И у зрителей постепенно возникает тревога:
- Что же будет дальше?
- Бомба сдетонирует?
- Что случится с людьми?
- Как будут развиваться события дальше?
Генерируются масса вопросов, на которые хочется узнать ответ. Но сценарий фильма таков, что ответы нужно ждать, поэтому зритель оказывается в подвешенном состоянии.
Из данного примера можно отделить одну из главных особенностей триллера – зрителю дается много информации. То есть те, кто смотрит фильм, знает о ситуации больше, чем кто-либо из героев картины. Поэтому в триллере в качестве приема почти никогда не используется тайна.
Само собой, режиссеры не должны выкладывать сразу на стол все карты, искусство состоит в том, чтоб правильно дозировать информацию (в качестве приема используется нечестный рассказчик), но если переусердствовать с тайной, то триллер рискует перейти в смежные жанры – ужасы или детектив.
Подытоживая все сказанное можно вывести определение: триллер – это картина, которая вызывает тревогу в отношении того, как дальше будут происходить события.
Пример триллера
Отличным примером является короткометражка все того же Хичкока «Пиф, паф, ты мертв». Картина о маленькой девочки, которую не принимают в игру «войнушка» потому как у нее нет нормального оружия. Героиня идет домой, где встречает своего недавно приехавшего дядю, который обещает сделать ей подарок. Девочка не хочет ждать, и уличает момент, чтоб обыскать вещи гостя. Там она находит настоящий пистолет с боеприпасами. Вооружившаяся девочка возвращается во двор, поиграть с ребятами.
Сначала она кладет в барабан лишь один патрон, после чего начинает наставлять пистолет на маму, на друзей и случайных прохожих, нажимая на спусковой крючок. «Пиф-паф, ты умер». Всем весело, они принимают игру девочки, ведь думают что в руках игрушка. А девочка продолжает свою опасную игру.
Во второй сюжетной линии родители заметили пропажу оружия и начинают розыски своего ребенка.
А тем временем, малышка уже заполнила весь барабан патронами и направилась на площадку поиграть…
В фильме нет ни жестокости, ни расследований, ни загадки. Есть только девочка и пистолет. Но от этого смотреть фильм ничуть не скушно.